ГЛАВА 3
RU
EN
Большое путешествие,
или Практикуя культуру участия
Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери


Дорога как танец — если ты его понимаешь — все будет как надо. Кратно быстрее или медленнее … в своем ритме … Все границы и все возможности в голове. Всё зависит от человека.
Евгений Неустроев,
руководитель клуба автопутешествий на портале E1


В рамках данной главы мы рассмотрим совместное со зрителем создание концепции и наполнение содержанием выставки.

Как мы поняли в процессе проекта, есть несколько достаточно разных способов включения посетителей в создание выставки:

1) участие сообщества в разработке концепции и тематической структуры выставки в рамках мозговых штурмов, конкурсов идей, фокус-групп, голосований, высказывания мнений по теме выставки,

2) вовлечение зрителей в интерпретацию и оценку отдельных экспонатов с помощью сбора личных ассоциаций, историй, на которые вдохновили те или иные предметы, участие в отборе артефактов,

3) встречи и интервью с представителями местного сообщества,

4) добавление посетителями своих историй и артефактов в рамках уже заданных тем выставки,

5) участие зрителя в написании этикеток, экспликаций и других текстов выставки,

6) участие в создании отдельных экспозиционных комплексов, посвященных личным историям и предметам посетителей,

7) тестирование посетителями интерактивных зон, зон участия и других элементов выставки,

8) наполнение уже функционирующей выставки мнениями, историями, отзывами посетителей,

9) создание каталога выставки в формате 2.0.

Ниже мы рассмотрим эти подходы в контексте реализации проекта «Искусство путешествий», остановимся на том, что мы делали, что получили и что узнали. Отдельно обратимся также к таким общим вопросам, как мотивация участников и эффективность вовлечения.

Прежде чем разбирать указанные девять способов, рассмотрим один принципиальный вопрос, который позволяет разделить практики работы с людьми: как и кем определяется тематика выставки?

На мой взгляд, существуют два принципиально разных пути, суть которых я попробую пояснить сначала в терминах психологической диагностики:

1) тестирование, включающее вопросы открытого и закрытого типа, заранее сформулированных исследователем, имеющим готовый набор категорий, вариантов, оценок;

2) глубинное интервью, предполагающее выявление самих вопросов, которые составляют каркас ситуации (проблемы) в системе координат и мыслительных конструктов конкретного человека, словаря, используемого для их описания, его субъективных шкал оценки действительности (этот подход хорошо показан в методике репертуарных решеток Келли).

Применительно к созданию выставки это выглядит примерно так: когда вы идете к людям, участникам вашей истории, консультантам вашего проекта, вы:

знаете, что вы от них хотите, у вас есть «тест» для них, у вас есть готовые вопросы и вы собираете варианты ответов;

не знаете, какие темы будут самым продуктивным, вы открыты и хотите понять, какие вопросы и истории лежат в основе мировоззрения ваших собеседников и их восприятия интересующей вас проблемы.

В первом случае выставка, по сути, создается вами, а зрители иллюстрируют ее своими предметами и голосами (дедуктивная история). Во втором — она рождается из историй и предметов зрителей, ее структуру и замысел задает сама жизнь реальных людей (индуктивная история).

Наглядный пример, иллюстрирующий эту разницу в подходах и результатах, приводит Д. Агапова, сравнивая выставки, посвященные сказкам:
Первую делает музей, А (эта концепция знакома многим отечественным музеям, поэтому нет смысла конкретизировать). Ее исходный посыл, если быть кратким, таков: 1) дети любят сказки; 2) многие сказочные реалии ушли из повседневности и ребенку незнакомы; 3) если ребенка познакомить с ними, то понимание сказок станет более объемным. Отсюда следует интерактивная экспозиция, на которой дети могут примерить лапти, попробовать, как работает мельница, ступа, невод и т. п. [1].
В создание такой выставки вполне можно включить самих детей, пообщавшись с ними, например, на тему, какие сказочные «реалии» им известны/неизвестны, или предложив им нарисовать для выставки предметы, которые встречаются в сказках.
Вторую делает музей В (известный мне пример — выставка лондонского Музея детства, филиала музея Виктории и Альберта). Исходный посыл: 1) дети любят сказки; 2) сказки обладают вторым дном и сложным образом связаны с коллективным бессознательным. Музей спрашивает детскую аудиторию, что именно ее интересует, то есть проводит исследование.

И получает ответ: больше всего детей волнуют страшные и амбивалентные образы сказок, возможность быть брошенным родителями, как это случилось с мальчиком-с-пальчик и т. п. В результате возникает выставка под названием «Материя ночных кошмаров» (The Stuff of Nightmares), в которой экспонаты из коллекции музея соседствуют с произведениями современных художников, а школьники с увлечением создают коллективную инсталляцию, перерабатывающую их собственные страхи. Так народная культура прошлого соединяется с народной культурой современности не только в памяти, но и в повседневной жизни людей [2].
[1] Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова; сост. Н. Копелянская. М., 2012. С. 17
[2] Там же. С.17–18.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website