Эта выставка о притеснении женщин во всем мире основана на книге под тем же названием (авторы Николас Кристоф и Шерил Дувун). Это проникающая в сердце история, тема которой — женщины, которые страдают от и выступают против торговли людьми, дискриминации в сфере образования и здравоохранения, и против культур, которые относятся к ним как к расходному материалу. Выставка, как и книга, не только рассказывает ужасные истории, но и побуждает посетителей действовать, чтобы помочь изменить жизнь женщин во всем мире.
Задача не из легких для музейной экспозиции. Я участвовала на этапе планирования этого проекта, и мы все были поражены масштабностью проблемы и испытывали сильное желание изменить реальность.
Посетив выставку в ноябре, я увидела много возможностей для участия посетителей. Некоторые были очень конкретные и полезные: открытки-петиции, которые подписывали и отправляли, кампания «Нажмите, чтобы отдать свой голос», проводимая в партнерстве с корпоративным спонсором. Посетители могли поделиться, что их вдохновило на выставке и что они планируют сделать покинув музея…
Но самые прекрасные совместные мероприятия имели в основном символический характер (и были разработаны Кариной Уайт, очень талантливым человеком). Крупнейшим из них был «Купол желаний», который простирался над всей галереей. Посетители могли «написать пожелание для женщины или девушки», «пожелать что-нибудь женщине, столкнувшейся с трудной ситуацией». Пожелания затем добавляли к верхней инсталляции, постепенно создавая «небо» желаний для женщин.
Самым странной зоной участия была стена, полная точек — 20 000 точек, визуализирующих лишь частицу от 60 миллионов женщин, которые страдают по всему миру. Не было никаких конкретных инструкций к точкам. Посетители раскрашивали их, писали на них крошечные сообщения и использовали их для создания аппликаций.
Я не очень поняла, зачем эти точки. На мой взгляд, они были чисто символические.
Мое мнение изменилось, когда я прочитала в блоге короткое сообщение о визите молодого посетителя имени BJ (возраст и пол неизвестны). BJ описал «Половину неба» так: «Галерея была огромной и полностью белой. На стене были написаны истории страдающих женщин и что хорошего они сделали. Было также место, где вы писали пожелание для женщины, которую знаете, и для одной из пострадавших женщин. Можно было также закрасить точки любым цветом в знак того, что вы поддерживаете женщин. Там было 20 000 точек. Я знал, что я не буду писать пожелание. Что я в нем напишу? „Сожалею, что у вас такая тяжелая жизнь, надеюсь, она станет лучше!“ Такое напишет каждый, и это было полностью бессмысленно для меня. Поэтому я принялся за точки. Я их закрашивал и закрашивал, закрашивал и закрашивал. Брал для каждой новый цвет, некоторые делал многоцветными. С каждой точкой я чувствовал, что пытаюсь помочь или дать поддержку, так или иначе. Когда мы уехали, я был ошеломлен. В то время как другие дети говорили о том, что происходит в школе, стараясь забыть о действительно важных вещах, я сидел в тишине и думал. Я думал о женщинах, которые так старались и так сильно страдали. Я думал о точках. И я подумал, на сколько бы больше я сделал цветных точек, было бы время. Может быть, тысячи. Поддержал бы тысячи».
Эта запись очаровала меня по нескольким причинам. BJ был очень тронут выставкой и не знал, как реагировать. BJ не был готов к такому конкретному действию, как написать пожелание для женщин. BJ не считал это значимым способом привлечь внимание к проблеме. Зато BJ увидел такую значимость в точках. Вряд ли BJ думал, что заполнение стены точками фактически означает, что он совершает полезное действие. Но для BJ это был способ выразить, что он взволнован этой проблемой.
Я поняла, что даже символическое участие может быть для нас способом, чтобы помочь посетителям сделать первый шаг к действию, позволяя им выразить эмоциональную реакцию. Нелогично ожидать, что каждый посетитель будет готов подписать заявление или выразить свое намерение действовать определенным образом. Точки служат своего рода ступенькой, позволяющей кому-то, как BJ, показать свою заинтересованность. И это вовсе не бесполезно
[15].