ГЛАВА 3.10
RU
EN
Мотивация участников
и соавторов

Музей 2.0 может быть построен только на абсолютно добровольном, заинтересованном, творческом участии людей, которые готовы отдать ему свое время, идеи, возможности. Что движет ими?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя по вполне объективной причине — из-за потрясающего многообразия:

  • форм и практик соучастия,
  • социокультурного контента и историй, вокруг которых возникает взаимодействие,
  • самих людей, обладающих разными интересами, характерами, подходами к жизни, к работе, к самому участию,
  • конкретных ситуаций и обстоятельств, в которых люди включаются в проекты.

Тем не менее сам спектр базовых мотивационных факторов выделить вполне возможно. Большой опыт здесь накоплен как в рамках музейных проектов, так и в области краудсорсинга, во многом опирающегося на те же потребности людей.

Знаток партисипативных проектов Нина Саймон выделяет четыре главные причины, по которым людям нравится участвовать:

  • удовольствие от интересной работы,
  • возможность научиться что-то делать хорошо (быть успешным в чем-то),
  • время, проведенное с людьми, которых мы любим, которые нам нравятся,
  • шанс стать частью чего-то большего.

Большая часть этих выводов строится на анализе мотивации участия посетителей непосредственно на партисипативных выставках. Мы, в свою очередь, провели опрос тех, кто участвовал в создании концепции нашей экспозиции.

Первый вопрос, который мы задали, звучал следующим образом: «Что может быть основной мотивацией участников подобных мозговых штурмов и обсуждений концепций музейных проектов и выставок?» Ответы впечатляют своим разнообразием (здесь и далее сохранен авторский стиль):

То, что их мнение, как людей, имеющих непосредственное отношение к данной сфере (любой), крайне важно для организаторов выставки.

Во-первых, сама возможность участвовать в формировании музейной экспозиции — это то, что априори недоступно обычному человеку. Одно это притягивает; тут, конечно, есть сложность, что мнения и пожелания большинства участников не могут быть воплощены, но сам факт многого стоит. Лично для меня такие мозговые штурмы — это форма досуга, которого в Екатеринбурге очень и очень мало. Конкретно тема этой выставки важна тем, что на сегодня рассказ о путешествиях легко переводится в виртуал, в соцсети, где тонет, и его овеществления не случается. Музей есть форма такого овеществления и возможности поделиться своим ускользающим опытом.

  • Самореализация;
  • Потребность поделиться личным практическим опытом;
  • Знакомство с интересными людьми, единомышленниками;
  • Ощущение сопричастности большому, хорошему делу;
  • Возможность организовать свой досуг качественно новым образом.

Думаю, что это только своеобразный «клуб по интересам». По крайней мере, для людей кому за…

Общение с различными специалистами, также принимающими участие в обсуждении, возможно, какое-то сотрудничество в дальнейшем участников и организаторов выставки.

Бескорыстное желание создать что-то принципиально новое, что будет интересно широкой аудитории посетителей музея.

Интерес к теме.

Желание сделать жизнь интереснее, насыщенней позитивом, привлечь больше людей в занятие, через которое люди познают мир и учатся любить планету в ее природном аспекте. По-доброму «заражаются» познанием через путешествия.

В принципе это достаточно близко к тем результатам, к которым пришли участники краудсорсингового сообщества Сбербанка, когда выделяли причины своего участия в проекте «Сбербанк-21»: «1. возможность изменить будущее в лучшую сторону, 2. раскрытие своего потенциала, своей уникальности, 3. ощущение реальной ответственности за свои идеи и решения, 4. возможность самореализации, реализовать свою идею на практике, 5. участие в создании иннований, 6. возможность почувствовать себя частью коллектива, 7. осознание того, что твое мнение важно и является вкладом в общее дело, 8. реальное вознаграждение в виде подарков, предложения работы и т. д.» [1].

В этом «практичном» кейсе есть небольшое смещение в сторону самореализации, решения значимых социальных проблем и внешней мотивации, что в целом, видимо, характерно для краудсорсинговых онлайн-проектов, где отсутствует реальная возможность живого общения с людьми. По крайней мере, подобную мотивацию зафиксировали исследователи Генри Сауэрманн (Henry Sauermann) из Технологического института Джорджии и Кьяра Францони (Chiara Franzoni) из Политехнического университета Милана. Их выводы базировались на изучении деятельности ресурса Zooniverse — лидирующей краудсорсинговой платформы, запущенной в 2007 году и специализирующейся на научных проектах.

Исследователи выделили два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Первая включает материальные ценности и социальное признание, тогда как вторая предполагает получение удовлетворения от: решения сложной проблемы; получения информации об интересном объекте, задании; ощущения собственной компетентности [2].

Согласно исследованиям других зарубежных авторов, основными мотивами участия в краудсорсинговых проектах являются:

  • возможность обучения и развития собственных навыков,
  • непосредственно и быстро получаемое материальное вознаграждение,
  • возможность заявить о себе и повысить свой статус, социальная мотивированность на помощь другим,
  • поддержку, интересное общение [3],
  • возможность заработка,
  • развитие собственных творческих способностей,
  • возможность найти дополнительную работу,
  • привлекательность сообщеста вовлеченных в проект людей [4].

Отметим, что, несмотря на отдельные расхождения, наши наблюдения и результаты чужих исследований свидетельствуют в пользу двух идей:

1. Успешные проекты работают с ядром внутренней мотивации участников, с их потребностями самого верхнего яруса. Люди соглашаются на участие, когда удовлетворяются их определенные психологические, социальные или эмоциональные потребности. Если же потребность (это может быть как личная компонента, связанная с удовольствием, азартом, интересом, самоуважением, так и социальная, построенная на чувстве сопричастности, принадлежности, значимости вклада в развитие и сохранение культуры, общества) не удовлетворяется, они не будут участвовать.

2. Выстраивая проект нужно думать не о том, что́ люди могут сделать для вас, а что вы можете сделать для них. Культура участия и краудсорсинг работают лучше всего тогда, когда индивидуум или компания дают сообществу то, что оно хочет.

Не менее значимы в таких проектах технологичные, формальные аспекты их организации. Как показывают исследования в области краудсорсинга, наиболее мотивирующими оказываются такие задачи, которые

  • четко сформулированы и требуют разнообразных навыков,
  • предполагают высокую автономность работы,
  • дают понять участникам, как будет организован конкурс идей, каких знаний он от них потребует и на какие источники информации они могут опираться в своих поисках.

Это в какой-то мере подтвердили и участники наших фокус-групп, отвечая на вопрос «Что может сделать эти встречи более привлекательными для участников, позволит привлечь больше разных людей, создать сообщество?»:

В этом плане я по опыту молодежных встреч в разных храмах знаю только один рецепт — жесткая регулярность: например, в конкретном месте каждый четверг в 19 часов (или каждую первую пятницу месяца и т. п.). При этом количество народа будет скакать лихорадочно, но неуклонно расти, но для этого нужно что-то долгоиграющее, «вечное». Поэтому в плане музейных выставок важнее встречи-акции — там тоже важна жесткая регулярность, но в течение двух-трех месяцев, полугода. Сейчас сообщество долгоиграющее вряд ли возможно, но оно может базироваться на ситуативной солидарности:

  • нужно сохранить у действующих участников чувство вовлеченности в процесс, постараться не допустить ситуации, когда интерес угас;
  • люди должны видеть на практике результаты своей работы, у участников должно возникать чувство нужности и полезности;
  • нужно ставить новые интересные задачи!

Наверное, побольше освещать данные мероприятия (в соцсетях, на сайте музея, универа). Каким-нибудь ненавязчивым, нескучным языком (может быть, в форме небольших репортажей).

Активная работа и отчет о мероприятиях в соцсетях, в интернете. Опять же это предоставление участникам каких-то бонусов. Чаепитие и общение, обмен контактами, возможно, создание чего-то типа фокус-группы из участников в интернете.

Обсуждение опыта зарубежных стран в организации музейного дела.

Реклама (сарафанное радио, соцсети). Привлечение не только работников музеев, но и людей, бывших в геологоразведочных и археологических экспедициях (взгляд на разные регионы и страны с профессиональной стороны".

Проведение акций-путешествий с символикой проекта, как походов выходного дня, так и большой многодневной экспедиции с отслеживанием этапов путешествия по ТВ.

Приглашать на встречи людей, известных в данной сфере, предварительно сообщив об этом приглашенным.

Ответы наглядно показывают, что кураторы проектов 2.0 должны обращать внимание на такие моменты, как:

  • хорошая организация процесса,
  • регулярность встреч,
  • информационная поддержка участников и коммуникации внутри создаваемого ситуативного сообщества,
  • превращение проекта в яркий незабываемый процесс, о котором знает весь город,
  • визуализация вклада и результатов работы созданного ситуативного сообщества.

Последний аспект представляется особенно значимым. Действительно, как отблагодарить людей, которые так много сделали для вашего проекта, как показать их участие? Наши соавторы слегка затруднились с ответом на этот вопрос. Вот что мы получили от них:
Меня, например, смущает моя фамилия или фото, зато у друзей случается «радость узнавания», типа: ага, музей-то и про нас тоже. Памятный сувенир вроде кружки или футболки? Но это, вероятно, накладно. А кому-то, может быть, важны и официальные благодарности от организаторов с дипломом или значком. Меня же более чем устраивает возможность соучастия и бесплатного посещения выставки.

Совместные фото на память, размещение их в соцсетях с признательными словами, чтобы человек, возникни у него такое желание, мог у себя на страничке визуализировать свое участие.

Именное приглашение на выставку (просто приятно, да и пригласить друга или родных на выставку, в создании которой есть твой вклад, это определенно положительный аспект). При желании можно оставить такое приглашение на память, тоже некий «якорек» плюс самореализация (принадлежность к ярким событиям в культурной жизни города это очень круто!).

Стандартными способами тоже пренебрегать не стоит.

Наверное, дело в том, что участвовало много людей, и большинство в этой цепочке были лишь «эпизодами», так как «разработчики» сменяли друг друга. Плюсы: новые участники — новые, свежие идеи и мнения. Минусы: связь между ними потеряна. Наверное, к каждой выставке должна быть группа разработчиков и исполнителей от и до.

Желание помочь должно быть бескорыстным.

Авторы лучших предложений могут быть поощрены бесплатными пригласительными билетами для них и членов их семей. А также их фамилии будут внесены в список тех, кто помогал организовать данную выставку, и представлены на отдельном стенде «Как создавалась эта выставка» (например).

Мне понравился зал, посвященный как раз созданию выставки. Я думаю, каждому было приятно увидеть себя на фотографии, а еще приятнее, что простые посетители выставки увидели нас там.
В последнем отзыве речь идет о завершающем выставку зале, посвященном созданию проекта. В нем мы постарались отразить всех, кто участвовал в реализации проекта, донести до посетителей мысль о том, как много людей вложили в него свою энергию, эмоции, идеи. Это было очень важно для нас.

После закрытия экспозиции, анализируя опыт коллег, мы наткнулись на совершенно потрясающий пример визуализации вклада участников.
Стена в Музее искусств Фрай в Сиэтле с именами всех 4259 «кураторов» выставки «#SocialMedium», представившей 40 работ, отобранных с помощью публичного голосования
[1] В чем смысл и мотивация участия людей в краудсорсинге? URL: http://sb-crowd.crowdexpert.ru/book/node/complex/167&curPage=5&cperp=10 (дата обращения: 28.05.2017).
[2] Что мотивирует толпу для участия в краудсорсинговых проектах? URL: http://crowdsourcing.ru/article/chto_motiviruet_tolpu_dlya_uchastiya_v_kraudsorsingovyx_proektax_ (дата обращения: 28.05.2017). Подробнее см.: Sauermann H., Franzoni Ch. Participation Dynamics in Crowd-Based Knowledge Production: The Scope and Sustainability of Interest-Based Motivation. URL: https://ssrn.com/abstract=2360957 (дата обращения: 28.05.2017).
[3] Leimeister J. M, Huber M., Bretschneider U., Krcmar H. (2009) Leveraging Crowdsourcing: Activation-Supporting Components for IT-Based Ideas Competition // Journal of Management Information Systems. 2009. Vol. 26(1). P. 197–224. doi: 10.2753/MIS0742-1222260108 (дата обращения: 28.05.2017).
[4] Brabham D.C. Moving the Crowd at Threadless: Motivations for Participation in a Crowdsourcing Application // Information, Communication & Society. 2010. Vol. 13(8). P. 1122–1145. doi: 10.1080/13691181003624090 (дата обращения: 28.05.2017).
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website