В большинстве случаев авторы историй и владельцы артефактов выставки не были мотивированы участвовать в оформлении своих материалов, доверяя нам эту часть работы. Особенно это касалось взрослой аудитории, с уважением относящейся к музею как институту и слишком занятой для подобных дел. Свои варианты оформления выставки нам предложили только два человека: в обоих случаях это были мужчины, увлеченные активными путешествиями и имеющие при этом опыт преподавательской деятельности. Их вариант подачи материала был абсолютно традиционным, выстроенным в образовательной модели, и мы убедили их предоставить задачу презентации нам. Как показала выставка, абсолютное большинство путешественников остались удовлетворены (некоторые восторгались) тем, как мы представили их историю.
Однако в среде молодой аудитории мы столкнулись с активным желанием участвовать в создании своей выставочной зоны. В итоге один стенд полностью оформляли две девушки (автор материалов и ее подруга). Мы совместно нашли решение, отражающее их задумку и в то же время гармонирующее с соседними зонами выставки. Еще один автор выразил желание посмотреть, как будет оформлена зона с его фотографиями, кое-что подсказал нам и в итоге был очень доволен результатом.
Разное отношение рассказчиков к оформлению своих зон на выставке фиксировала и Нина Саймон в рамках проекта «Что собирает Санта-Крус»: «Что касается дизайна итоговой выставки, то мы наблюдали следующую историю. В то время как некоторые коллекционеры позволяли нам выбрать и разработать экспозиционное оформление их коллекций, другие сотрудничали с нами, предлагая собственное видение подачи своих собраний, добавляя собственные уникальные причуды»
[1].
Трудно сказать, как оценивать эффективность этой практики участия. С одной стороны, участники получают новый необычный опыт, с другой созданная таким образом «кустарным» способом выставка может оказаться интересной только участникам процесса.
Хотя это тоже не мало, и является видимо отдельной ветвью выставок 2.0. Потенциал таких коммуникационных историй хорошо показал проект «Мультишкола», когда создание выставки стало одним из важных звеньев диалога о толерантности [2].