2. Как получить идею на все 100?
Креативность группы, возможность выйти за рамки стереотипов, получить небанальные идеи и предложения — все это, безусловно, актуальные вопросы в таких со-авторских историях. Где гарантии, что посетитель, имея некий музейный опыт, сможет преодолеть свои собственные представления (рамки) и создать что-то действительно новое? Это выводит нас на более общие вопросы о потенциале коллективного авторства в культуре; о том, что вообще можно получить от аудитории; о влиянии на качество результата; о репрезентативности со-авторов.
У нас пока нет на все это однозначного ответа, но есть подборка кейсов, которые демонстрируют, как можно повышать качество результатов вовлеченной в проект аудитории.
Для улучшения качества продукта (текста для рекламного буклета) дом культуры «Зодчие» предложил участникам конкурса бесплатный профессиональный мастер-класс на тему «Слово как менеджер по продажам».
В рамках создания выставки «S.H.O.E.S.» участникам предлагалось написать текст для одной из частей экспозиции. Вместе с этим им были предложены советы и идеи по написанию текстов от писателя Рональда Снейдерса.
Целый ряд аспектов, связанных с эффективностью коллективных разработок, прояснил краудсорсинговый опыт Сбербанка. В инициированном им в 2011 году проекте «Сбербанк-21» приняло участие более 120 000 человек из 78 стран мира. Из них 15 000 действительно что-то предлагали. Отбор предложений происходил на четырех площадках: сайт самого банка (http://sberbank21.ru), социальная сеть Профессионалы.ру, площадка WikiVote! и сайт witology.
Что интересно для нас: разные площадки показали разную эффективность.
«...Дискуссия на сайте Профессионалы.ру, где было 15 000 активных участников, больше напоминала книгу жалоб от клиентов. А решения, которые набрали больше всего голосов, не отличались глубиной и оригинальностью»
[4].
Площадку http://sberbank21.ru курировал профессиональный фасилитатор — специалист по управлению дискуссией. Он формулировал задания, помогал участникам эффективнее организовать работу. Своих фасилитаторов у банка не было, и они привлекали сотрудников сторонней компании (оператора площадки). Фасилитатор не был экспертом в обсуждаемой теме, его роль была сродни роли ведущего ток-шоу — управлять дискуссией, поддерживать интерес к теме, гасить конфликты. Контролировать обсуждение на содержательном уровне входило в задачи сотрудников банка.
Самым продуктивным оказалось обсуждение на сайте Witology, где была применена инновационная технология отбора мнений, фильтрации информации и селекции лучших участников. В результате участники смогли справиться с достаточно серьезным и трудоемким заданием — разработать концепцию отделения будущего для малого бизнеса в онлайне, для частных клиентов — в онлайне и в офлайне.
Для этого сначала был проведен серьезный отбор среди желающих включиться в проект: им надо было пройти тест, с которым справились 500 из 5000 желающих.
Атмосфера состязательности была ключевой и для дальнейшей реализации проекта. «На каждом этапе участник мог увеличить свой вес, если его предложение одобрено другими участниками. На первом этапе были отобраны сервисы и функции офиса. Затем выбирали задачи, которые надо решать. Потом шел поиск решений, их склейка. И наконец, они были выставлены на биржу. На завершающем этапе участники оценили риски решений, выигравших на бирже, и было выбрано лучшее. Из 500 человек, прошедших отбор, активными оказались 150, продуктивными — 50, а в конце 15 человек составили уже мощную дружную команду»
[5].
Если эту стратегию переносить на проектирование музейных выставок, то по каким критериям можно отбирать «продуктивных» участников и какими могут быть критерии и шкала оценки предлагаемых решений? И возможно ли в принципе создать концепцию выставки таким образом?
В любом случае этот кейс — хорошее подтверждение тезиса о том, что качество на выходе — это во многом качество на входе, следствие того, насколько четко сформулированы цели, вопросы и рамки процесса:
- рамки и схема работы увеличивают продуктивность мышления и помогают участникам получить большее удовлетворение от своей деятельности,
- рамки — это ограничение по вашей миссии и целевой аудитории (бриф как раз и задает эти рамки),
- рамки — это честность по отношению к аудитории в том смысле, что, обладая ограниченными ресурсами, авторы проекта могут воплотить в жизнь что-то определенное (кстати, одна из причин бессмысленности краудсорсинга во многих сферах — отсутствие политической воли воплощать идеи людей в жизнь).
Но создание контента — это только часть работы. Не меньше значит включение зрителя в отбор, оценку и фильтрацию идей, принятие решений. Например, два московских краудсорсинговых проекта в сфере развития городской среды «Чего хочет Москва» и «Активный гражданин» удачно дополняют друг друга. Если первый ориентирован на поиск принципиально новых идей и проектов, то второй построен на голосовании граждан по вопросам городской жизни.