В рамках грантовой проектной заявки мы планировали создать рабочий вариант экспозиции как тестовую площадку для эксперимента и диалога с посетителем с возможностью выбирать, переставлять, выделять, комментировать экспонаты. Это, в свою очередь, должно было позволить получить от зрителя истории, оценки, комментарии, ассоциации в связке с нашими предметами и темами выставки.
Искусственность и небольшую продуктивность получения от посетителей ассоциаций в таком формате мы уже обсуждали выше в разделе 3.3. На тест-драйве мы смогли уйти от этой задачи, переключившись на сбор историй и тестирование значимых для нас аспектов выставки.
Оба направления оказались достаточно продуктивны. В режиме тест-драйва выставку посетило около 300 человек, большинство которых сразу были настроены на последующее обсуждение увиденного. Результатами стали:
- модернизация навигации по трем из шести зон участия этого тестового зала выставки,
- доработка идеи и последующая реализация одной из знаковых зон участия («Human travel library»),
- изменение размеров и содержания некоторых экспликаций зала,
- понимание того, что базовые цели достигнуты: выставка работает на коммуникацию посетителей, их саморефлексию и мотивацию к путешествиям, хорошо «работают» как исторические, так и современные артефакты и истории,
- десятки потрясающих историй и артефактов (одна из историй даже стала основой очень сильной и интересной зоны на выставке; подробнее об этом — в главе 4).
Таким образом, можно сделать вывод, что вовлечение посетителя в пробное тестирование уже созданной выставки или ее отдельных элементов достаточно продуктивно. С другой стороны, такой подход требует от авторов серьезной реакции на критические замечания посетителей. Поэтому, планируя сам процесс создания выставки, кураторы должны заложить средства и время на этот тестовый период. В качестве выхода из этой ситуации можно предложить вовлечение посетителя в тестирование не всей выставки, а только ее зон участия, где такая реакция максимально продуктивна, а затраты на модификацию (навигации, вопросов, дизайна) относительно не высоки. Сошлемся опять-таки на опыт Нины Саймон: